В нескольких десятках метров от оживлённой транспортной магистрали, за парой надёжно прикрывающих злополучное место мусорных баков, воздух странно всколыхнулся. Сморщенные листки глянцевой бумаги, вырванные кем-то из прошлогодних выпусков "ТВ-парка", зашевелились и поползли по асфальту. В центре мусорной свалки повисло лиловое свечение.
Яркая пурпурная вспышка озарила стены соседних домов всеми тонами синего и алого цветов.
Секундой позже сияние угасло.
Но в той точке, где оно достигало пика своей интенсивности, обнаружилось появление нового субъекта.
Его внешность и характерные приметы было бы трудно описать словами. Но не потому, что в нём не было ничего примечательного. Просто ни в одном из языков Земли начала XXI века не было таких слов.
Субъект вошёл в оптимальную для себя фазу и обратил внимание на свою центрацию в дименсионном поле. Спустя некоторое время он окутал себя изумрудным ореолом. Через несколько секунд, когда ореол рассеялся, а субъект поднялся на ноги, он уже ничем - ни внешностью, ни мышлением, ни рефлексами - не отличался от прочих двуного-бескрылых обитателей этого пространственно-временного сектора.
Или - почти ничем.
Смеркалось.
Таня ехала в автобусе. Из пункта "А" в пункт "Б".
В роли пункта "А" выступал регулярно посещаемый ею университет. В роли пункта "Б" - временно занимаемая ею комната в квартире у тёти Нюры.
Выглядела Таня в точности так, как и полагается выглядеть любой уважающей себя Тане. Хрупкая стройная фигурка, короткие светлые волосы, пухлые пуговичные губки. Однако, петь она не умела - ни дискантом, ни басом, ни баритоном - поэтому сторонники теории двойников испытали бы серьёзный облом.
Следующий день обещал быть напряжённым - сдача экзаменов сразу по нескольким жизненно важным для неё предметам. Поэтому она рассеянно смотрела в окно и практически не обращала внимания на происходящее внутри салона.
Слева от неё послышался тонкий электронный писк. Глянув туда, Таня обнаружила парня в обычной джинсовке, который внимательно рассматривал какую-то цифровую дребедень на табло своего металлического браслета. Лицо его отдавало голливудщиной, ассоциируясь также с рекламой зубной пасты. Временами он отвлекался от непонятного устройства на левой руке и обводил автобус таким взглядом, что можно было подумать - он понятия не имеет, что здесь делает.
Пожалуй, он действительно мог быть высокооплачиваемым актёром, приехавшим зачем-то из-за рубежа. Например, чтобы сняться в русском ролике про зубную пасту.
Чуть не проехав предпоследнюю остановку маршрута, автобус в последний момент резко затормозил. Повинуясь привычному рефлексу, стоявшие пассажиры вцепились крепче в поручни и ручки сидений. Все, кроме парня, который был поглощён зеленоватыми цифрами на табло. Он пошатнулся, даже не успев испугаться, но был ухвачен Таней за правую руку.
Приняв более стабильное положение, взглянул на неё - с удивлением и как бы даже странным любопытством:
- С вашей стороны было нерационально жертвовать частью своего внимания для оказания помощи совершенно постороннему индивидууму. Понимая ваши мотивы, я рад, что эмпатия была проявлена вопреки оптимальной стратегии.
Таня замерла. Какой-то частью сознания она поняла, что её поблагодарили. И смогла лишь ответить:
- Ну что вы, не стоит.
2974-03-21. 07:58:25:31:44 по Старому Стилю.
Большое Информационное Пространство, кластер No39.
7B3Q4 вышел из перезагрузки. Варьируя режим своего функционирования в соответствии с изменением целевых установок, он составил во внешней памяти список предполагаемых действий. В первую очередь планировался выход на Третью Информагистраль. После привычного обмена файлами с парой знакомых следовало приступить к работе - поддержанию относительно низкого уровня энтропии на своём участке кластера.
Не самая интересная работа, верно.
Но от качества её выполнения зависело благополучие мира - или, по крайней мере, человеческой среды обитания. Ведь существование человеческого разума невозможно в среде с высоким уровнем хаоса. Кроме того, после выполнения своих функций в распоряжении 7B3Q4 оставалось более чем достаточное количество свободного времени.
Около сорока часов субъективного времени по Старому Стилю - при использовании максимальных интеллектуальных мощностей.
Или около нескольких лет субъективного времени по Старому Стилю - если снизить интеллектуальные мощности почти до уровня человека из начала XXI века.
Субъективное время - вещь относительная.
И лишь машинное время - вещь абсолютная.
После работы 7B3Q4 мог войти в Игру - объединённое многообразие виртуальных реальностей, с каждым мегатактом машинного времени всё более отдаляющееся от Исходного Мира. Мог также просмотреть древние хроники - посвящённые той невероятной зачаточной стадии человеческого бытия, когда у мыслящих существ были стабильные макротела и хаотичные имена.
На досуге 7B3Q4 любил погрузиться в историю.
Но на этот раз всё было иначе. 7B3Q4 в панике перешёл на турборежим ещё раньше, чем успел понять причину своего беспокойства. На линиях никого не было. В информационном пространстве висело сообщение: "Ввиду чрезвычайной потребности Центра в ресурсах все процессы прекращены. Личностям исполнительного ранга ниже 10110 предписывается временно остановить интеллектуальную деятельность для передачи ресурсов Системе".
Ранг 7B3Q4 в точности соответствовал указанному в сообщении, так что приказ к нему не относился. Но он пожелал установить причину непонятного приказа.
Что это - чрезвычайное положение, шутка или очередная попытка создать Сверхразум?
Он не успел этого сделать. Информационные потоки внезапно исказились. Производительность Системы снизилась до трёх процентов от обычного.
А потом всё исчезло.
Смеркалось.
Взошла луна.
Таня задёрнула шторы, не став любоваться красотой вечернего небосвода. После чего разложила содержимое стеклянной банки по тарелкам и понесла в комнату.
Незнакомец со всё таким же обалдело-пришибленным выражением лица, словно у гостя с Юга, сидел на краю дивана в гостиной.
Он не был приезжим, и не был местным жителем.
Не был русским, и не был иностранцем.
Что касается мест временного проживания, то похоже, что слово "гостиница" её гость слышал впервые в жизни. Он ещё произнёс нечто туманное и высокопарное по поводу низкого качества своей базы данных.
Его имя оставалось для Тани загадкой. Она попробовала задать ему прямой вопрос, после чего он с детской непосредственностью спросил её, какие здесь бывают имена. Таня перечислила некоторые из них, и тут же с ужасом поняла: "Сейчас он назовётся Ваней или Колей". Она поспешно заверила его, что имя не имеет никакого значения.
- Вы это едите? - осторожно полюбопытствовал незнакомец, придирчиво рассматривая наколотый на вилку кусочек грибного салата.
- Приходится, - вздохнула Таня.
Стипендию должны были выплатить лишь через два дня. До тех пор приходилось пробавляться продуктовыми заготовками тёти Нюры, обитающей большую часть времени за городом.
Он медленно прожевал и проглотил первый кусочек. Лицо его чуть разгладилось.
Опустошением тарелок они занимались в молчании. Доев до конца салат и даже не сделав попытки соскрести со дна соус, гость протянул тарелку Тане со словами:
- Благодарю за пищу. Извините меня.
- За что? - удивлённо спросила Таня.
- За возможное неправильное поведение. Мне сложно сразу привыкнуть к вашей культурной среде, но я приспосабливаюсь. Хоть мне и пришлось от многого отказаться для этого.
- Например? - уточнила она. У неё возникло смутное ощущение, что гость вот-вот расколется.
Тот помедлил с ответом.
- Представьте себе, уважаемая Татьяна, что вы оказались в населённом городе в миг землетрясения или термоядерного взрыва, - начал он издалека, без тени издёвки в глуховатом голосе, разглядывая светло-зелёные обои на противоположной стене. - И вы не в силах куда-либо сбежать или помешать бедствию, поскольку оно запланировано. Единственный способ спасения - это переселиться душой и разумом в бренную плоть какого-нибудь мелкого лесного зверька, бурундука или хомяка, которому в силу места его проживания ничего не угрожает. При этом ваш разум также изменится и со временем станет полностью соответствующим телесной оболочке. Что вы сделаете?
- Я? - переспросила Таня. Она почувствовала себя неловко оттого, что незнакомец назвал её полным именем. И кто её дёрнул назваться в стиле героини Пушкина? - Наверное, рискну. Может, меня потом найдут и спасут.
- Исключено, - отрезал гость, ставя тарелку на край дивана.
У студентки вдруг всё заплясало перед глазами. Она была вынуждена также поставить свою тарелку рядом на диван, чтобы не разбить её. Встав и зашагав взад-вперёд по комнате, она вдруг остановилась и вперила гневный взор в незнакомца:
- Из всех моих парней хомяком меня ещё никто не обзывал. Ты первый!
Её силуэт на фоне окна производил весьма лиричное впечатление. Незнакомец смотрел на неё не дыша, словно преподаватель искусствоведения Альберт Матвеевич на картину Репина - во время учебной экскурсии по художественному музею. Таня же вспомнила его заранее данное извинение и чуть смягчилась.
- Ну ладно, - смилостивилась она, продолжая расхаживать по комнате. - А что ты имел в виду, когда говорил, что бедствие заранее запланировано?
23 апреля 2491 года от рождения пророка Иссы.
Московия. Великий Халифат.
Расцветка нового мономолекулярного ковра была просто изумительной. Её переливы менялись в зависимости от угла падения света и расположения наблюдателя, сохраняя при этом сам принцип узора. В общем и целом Ацемунд Кватх остался доволен новым товаром.
- Чинга-Чанга, распорядись о выдаче рабам сегодня двойного пайка, - повелел он.
- О луноликий, меня зовут Джунго-Банго, - осмелился возразить ниггер, видя доброе расположение духа у хозяина.
- Чихали мы, как тебя зовут. Будешь много выпендриваться, получишь плетей. Тут тебе не Старая Америка, - расхохотался он.
Ниггер повесил голову и отправился прочь из дворца к старому задрипанному сараю с пятью подземными этажами. Как и в других подпольных академиях, принадлежавших хозяевам самых великих Домов, там трудились старательно отобранные из молодняка белые рабы.
Ацемунд Кватх толком не представлял, что они там делают и как; для этого есть надсмотрщики. Если что-то происходит вопреки распоряжению хозяина, добрая сотня плетей - или отрубание головы самому дерзкому - и всё вновь идёт на лад. И нет нужды разбираться в плетении незримых нитей или в каких-то там сверхмалых частицах.
Наука - занятие для белых обезьян, а не для представителей коренной расы.
Ацемунд Кватх был чистокровным арабом и гордился этим.
Возлежа на изумрудно-янтарном ковре - хоть и уступавшем мономолекулярному красотой расцветки, но зато более плавучему, - прямо посреди бассейна, наполненного тёплой покачивающейся ртутью, Высочайший Повелитель Московии смежил веки.
- О повелитель! О высочайший из эмиров, проснитесь! - чьи-то истошные крики пробивались в его мирный сон.
Открыв глаза, Ацемунд Кватх вновь узрел своего недостойного слугу Чинга-Чангу.
- В чём дело? Всемирный потоп? Или опять узкоглазые сыны порока придвинулись к границе, давя своей массой? Почему ты тревожишь наш сон?
- Рабы отказываются работать, о луноликий.
- Так в чём же дело? - лениво осведомился Ацемунд Кватх, ясно давая понять, что если подчинённый не объяснит причину своего поведения, то завтрашний рассвет может увидеть в клеточку. - Плётки кончились или топор затупился?
- Дело не в этом, господин. Они все сразу прекратили работу. Говорят, что у них ничего не получается, что-то изменилось. Твердят какой-то бред насчёт орбит электронов и массы пи-мезонов, о повелитель.
- Вот как? - поднял брови Ацемунд.
- Главный надсмотрщик уже повелел провести децимацию, господин, - торопливо затараторил Чинга-Чанга. - Но это ни к чему не привело. Оставшиеся орут и кричат сущую чепуху.
Лениво потянувшись, Ацемунд Кватх жестом приказал слуге открыть сливное отверстие бассейна. Дождавшись снижения уровня ртути, он поднялся и неторопливо зашагал к выходу.
- Придётся, видать, нам лично разобраться с нерадивыми. Только узнать бы, за кого взяться вначале - за рабов или за надсмотрщиков?
Вдруг в зале стало темно, словно солнце закрыла густая туча. Ацемунд Кватх подошёл к окну - и с трудом подавил желание протереть глаза. Всё небо от горизонта до горизонта было покрыто густой лиловой мглой.
- Что происходит? - Ацемунд Кватх с неожиданной для своего титула скоростью метнулся к противоположному окну. Там наблюдалось примерно то же самое. - Китайская хитрость? Или...
В следующий миг небо упало на землю.
Смеркалось.
Оно и неудивительно - перед рассветом всегда темнее всего. Если верить архиверным источникам.
Таня пила в гостиной третью кружку горького кофе перед экраном включенного телевизора и размышляла о том, что все эти архиверные источники - сплошное враньё. Как и иные романтические штампы, живописующие столкновение обычного человека с Неизвестностью.
Мысли её из-за бессонной ночи слегка путались, поэтому она легко отождествляла второе с первым.
Она настраивалась на весьма романтическое и вполне определённое времяпровождение с подцепленным ею симпатичным незнакомцем, после которого крепкий сон и спокойное самочувствие были ей обеспечены. Однако, едва лишь дело начало подходить к самому интересному и даже интимному, парень - так и не раскрывший ей свою тайну - вдруг поинтересовался смыслом проводимого мероприятия.
Чтобы ответить на некоторые его вопросы, Тане пришлось бежать в соседнюю комнату за учебниками по биологии и анатомии. В итоге она не только повысила уровень образования пришельца из Неизвестности, но и открыла много нового для себя - однако значительная часть ночи к тому времени уже прошла и, поскольку засыпать перед рассветом было бы глупо, Таня пригласила гостя к телевизору.
В гостиной располагался широкоэкранный цветной телевизор с подключенным к нему видеомагнитофоном.
Фильм "Звёздные Врата" здорово помог Тане бороться со сном на протяжении двух часов - правда, ей мешали сосредоточиться на сюжете периодические возгласы вроде: "Так не бывает!" и "А вот это должно было выглядеть совсем иначе".
Потом сонливость стала непреодолимой, и Таня принялась пить кофе. Она предлагала и гостю, но тот неизменно отказывался, хотя засыпать тоже не собирался - как будто ждал чего-то. Или тоже - собирался куда-то?
На экране красовался гладко отутюженный диктор в сером пиджаке и с безукоризненным оксфордским произношением. Телевизор был настроен на Би-би-си - единственный доступный в этой квартире круглосуточный канал. Хотя и англоязычный.
Впрочем, Таня всё равно сейчас не смогла бы сосредоточиться ни на каком фильме.
Вдруг изображение дрогнуло, и запись сменилась прямой трансляцией. Таня сразу это ощутила - не столько по цифрам текущего времени на чёрном табло за спиной нового диктора, сколько по неухоженности его одежды и по небрежно задвинутому в угол стола пластиковому стаканчику.
Новый диктор в панике что-то говорил. Потом он пропал с экрана, оставив от себя лишь голос, а на экране возникла компьютерная карта звёздного неба, с которой почему-то одна за другой пропадали звёзды. Ещё через секунду вдруг пропали и звук, и изображение - оставив взамен только "снег" на экране.
Допив кофе, Таня поставила кружку на стоявший рядом стол и бросила взгляд в сторону незнакомца. И оцепенела. Тот был бледен как слоновая кость.
- Что случилось?
Он молча указал рукой на телеэкран.
- Ну, у них просто сбой связи. Или спутник вышел из доступной зоны. Бывает. Сейчас переключимся на какой-нибудь другой канал. - Таня защёлкала кнопками "ленивчика", надеясь, что ОРТ или хотя бы РТР-Планета уже работает.
Экран продемонстрировал главного диктора отечественных новостей. Тот выглядел против обыкновения несвежим: волосы были непричёсаны, усы - неприглажены, в глазах наличествовал странный блеск.
- К нам поступило срочное сообщение. - Он развернул поданный ему из-за кадра лист бумаги. - Учёные обнаружили... ого-го... вот это да... ну ни фига себе!..
- Читай же! - Видно, у кого-то в студии не выдержали нервы.
- Послушайте, а может, не надо им? - Диктор потыкал свёрнутым в рулон листом прямо в камеру. - Прямо с утра такие ужасы рассказывать...
Угол обзора камеры сместился куда-то в потолок, в студии послышался глухой стук. Вскоре камера вернулась в прежнее положение, и на экране появилась молоденькая дикторша, которая жизнерадостно объявила:
- Ну, о том, что происходит конец света, наверное, все уже догадались. Теперь перейдём к новостям культуры и спорта...
Появилось изображение министра культуры, явно из сделанной ранее записи. Таня повернулась к незнакомцу. Тот криво ухмыльнулся:
- Как там у вас говорил... или ещё только скажет... кто-то умный - "От себя не убежишь"?
Смеркалось.
На этот раз рассвет был ни при чём. Утреннее небо отсутствовало как явление.
- Что происходит? - Таня отвернулась от тёмного окна и посмотрела на незнакомца. - Ты имеешь к этому отношение?
Её гость попытался поджать под себя ноги, что ему не очень-то удалось, поскольку сидел он на краю дивана. Робко подняв голову, он признал:
- Самое прямое. Хотя я не думал, что до этого дойдёт...
- Объяснись, - потребовала Таня, устало опустившись на стул напротив дивана. Взгляд её невольно упал на стекло телеэкрана, уже полчаса не отображавшего ничего кроме белых искр.
- Я не был в курсе... - отрешённо произнёс незнакомец, словно беседуя сам с собой. - Хотя они предупреждали, да, но с каких это пор я бы стал им верить?
- Верить - кому? - спросила Таня.
- Своим соплеменникам. Коллегам, если угодно. Родным и близким. Этого ещё не было, это произойдёт лишь через миллионы веков и тысячелетий, хотя... - Гость кинул взгляд за окно. - Хотя теперь, скорее всего, не произойдёт.
Таня с трудом проглотила вязкий сгусток слюны. Она поняла, что без наводящих вопросов ей ничего не добиться.
- Объясни всё по порядку. С чего всё началось?
- С чего всё началось - это не столь существенно. Вот чем закончится...
Гость немного помолчал.
- Вы когда-нибудь слышали о понятии энтропии?
- Вроде бы. Энтропия - это процесс выравнивания температур, в результате которого во Вселенной рано или поздно должен прекратиться любой энергообмен, - отбарабанила словно по учебнику Таня.
- Именно так. И жизнь станет невозможной. И любое движение застынет. Это неизбежность.
Он вновь замолчал.
- Это - то, что происходит сейчас? - спросила Таня, просто чтобы прервать паузу.
- Что? - гость с трудом оторвался от раздумий. - Нет. Это скорее следствие моего необдуманного шага... Видите ли, Татьяна, чтобы остановить энтропию, в отдалённом от вас историческом периоде было принято решение провести стратификацию пространственно-временного континуума по пяти первичным осям с результатом в виде деполимеризации глюонных связей.
- Другими словами? - спросила она. По её спине пробежал холодок.
- Другими словами, уничтожить Вселенную. Вернув к исходному состоянию.
Таня даже поперхнулась.
- Не считай меня пессимисткой, но мне не нравится эта идея, - прокашлявшись, сказала она.
Незнакомец спокойно взглянул на неё.
- Мне тоже. Что и послужило причиной моего пребывания здесь.
Он бросил взгляд в сторону окна, за которым уже сгущался странный пурпурный туман.
- Каждый индивид прикован цепями к своему времени - так у вас говорили. Но упустили странным образом одну деталь: его время точно так же приковано к нему. Любой объект является частью космического фрактала - и несёт в себе срез общей матрицы возможных хронопреобразований.
Он чуть сдвинул рукой занавеску. Голос его зазвучал глуше.
- Волна стратификации континуума последовательно преодолела вслед за мной двадцать семь темпоральных слоёв, соответствующих длине её колебаний. Два последних слоя были преодолены ею уже после моего прибытия сюда.
- Это значит...
- Уйти не удалось.
Смеркалось.
За окнами не было ничего.
Ни единый лучик света не проникал сквозь густую пурпурно-чёрную завесу. И не доносилось ни единого звука, который свидетельствовал бы о существовании внешнего мира.
- Интересно, можно ли выйти из квартиры? - полюбопытствовала Таня.
Незнакомец покачал головой.
- Можно. Но я бы не советовал. Вполне вероятно, что эта квартира является последним островком существующей реальности.
Таня лишь возвела глаза к небу - точнее, к потолку.
Ей вдруг подумалось, что, если бы не эта череда сюрреалистических событий, она бы сейчас как раз сдавала экзамен по химии перед Екатериной Матвеевной. Большие электронные часы под потолком показывали 08:31.
- Я взял на себя работу всей электроники в квартире, - словно извиняясь, произнёс гость. - Надеюсь, что вы не будете за это на меня в обиде.
Она усмехнулась.
- Чего уж там. По сравнению со всем остальным, это - мелочь. Я даже не сержусь, что нам так и не удалось отработать двадцать пятую позу из "Камасутры" - перед самым концом света.
Незнакомец скосил на неё глаза. Потом вдруг приложил ладонь ко лбу - и постоял так несколько минут, болезненно морщась.
- У меня распаковались архивы, посвящённые межличностным связям и романтическим отношениям. Точнее, подошло к концу создание полной экстраполяции. - Он сел на диван рядом с Таней. - На всём протяжении пребывания здесь в моём подсознании происходил анализ данных, соответствующих текущему историческому периоду, и построение соответствующих экстраполяционных моделей. Вы заметили, что теперь я веду себя естественней?
- Для полной естественности не мешало бы перейти на "ты", - заметила Таня. Голос её прозвучал неожиданно хрипло.
Он взглянул на неё. Прямо ей в глаза.
- Теперь я понимаю, чего ты хотела от меня. Но не понимаю, почему. Разве я так привлекательно выгляжу - в этой форме? Или веду себя?
- Ты не поймёшь, - ответила она. Голос её дрогнул. Рассердившись на себя, она добавила в интонации цинизма. - И потом, ты действительно довольно привлекателен. Помесь Брэда Питта и Лео ди Каприо.
Лица их сблизились, почти соприкасаясь друг с другом.
И в этот момент за окном прозвучал резкий треск.
Повернувшись, Таня и гость увидели зигзагообразные разряды молний, проредившие пурпурно-чёрный туман.
Треск прозвучал снова, ещё громче. Разряды становились всё плотнее и плотнее.
- Этому месту осталось существовать лишь несколько минут. Изоляционное поле, создаваемое моим фамильяром - сейчас имеющим форму браслета - уже не может справиться с давлением стратификационной волны.
- За несколько минут мы ничего не успеем, - разочарованно произнесла Таня. Странно, но она почти не чувствовала страха.
- Я успею.
Незнакомец встал. Положив руку на браслет, он нажал несколько кнопок.
- Что ты собираешься делать?
- Бессмысленно убегать от неизбежности, Таня, - мягко сказал он. - Теперь я понял это. Теперь я вернусь.
Уже привставшая было с дивана, но ошарашенная интонациями незнакомца, Таня вновь опустилась на диван.
- Стратификационная волна исчезнет вслед за мной. Вместе с ней исчезнут и все вызванные ею последствия.
Она поняла.
- То есть я забуду...
- Но я буду помнить, - сказал незнакомец. Судя по лицу, он хотел добавить что-то ещё, но уже не успевал - оба оконных стекла треснули и разлетелись на тысячи мельчайших осколков. Таня с ужасом услышала свист вырывающегося наружу воздуха. Внутри квартиры стремительно устанавливался вакуум.
Гость одним движением пальца коснулся кнопки на своём браслете. Ярко-лиловая вспышка - и его не стало.
Внутри квартиры бушевал вихрь, торнадо, ураган. Шторы хлопали, почти целиком забив окно и мешая сразу выйти жалким остаткам воздуха. Пытаясь сохранить равновесие, Таня уцепилась за один из матерчатых подлокотников дивана...
...И чуть не пошатнулась, беря в руки тринадцатый билет.
- Что с вами? - обеспокоенно спросила Екатерина Матвеевна. - Вы хорошо себя чувствуете?
Таня оглянулась.
- Я... кажется, да.
На секунду у неё возникло ощущение, будто бы она забыла нечто важное. Впрочем, это ощущение тут же прошло.
Она перевернула билет.
Последняя наносекунда перед Концом Света.
Произвольная точка во Вселенной.
- Ты вернулся.
Это не было вопросом.
Это было констатацией факта.
- Я вернулся.
Поклонникам реализма следует иметь в виду, что вышеприведённый обмен репликами, равно как и нижеследующий диалог, лишь весьма приблизительно отражает подлинную суть происходившего информационного контакта. Дело не только в том, что общение длилось меньше наносекунды, но и в том, что формат его совершенно не соответствовал формату общения людей начала XXI века.
Кстати, и упоминаемый ниже Рычаг - не вполне рычаг. Из любви к реализму можете называть его триггерным управляющим элементом. Или - как-нибудь ещё.
- Ты изменил свою точку зрения?
- На что именно? На уничтожение Вселенной как стратегию борьбы с космической энтропией? На поджог дома как стратегию борьбы с тараканами?
В действительности, разумеется, была употреблена другая метафора.
- Ты действительно не изменился. И ты всё так же пытаешься бороться с неизбежностью. На протяжении всего своего существования человечество шло к великой цели - предотвращению космической энтропии.
- Ты сказал - неизбежность.
- Именно так. Неизбежность. Большой Взрыв в начале нашего мира тоже был вызван деятельностью разумных существ - так же, как, без сомнения, и Большой Взрыв, породивший их собственную вселенную. Если бы хоть кто-то смог прервать эстафету, Вселенная бы просто не возникла - стоял бы вечный энтропийный хаос. Если бы прервать эстафету было в принципе возможно, Вселенной бы не существовало.
- Объясни мне, какой смысл тогда стремиться к неизбежности? Жить ради того, чтобы Е всегда равнялось МС в квадрате? Я понимаю мотивации руководящих органов, которые когда-то - много временных периодов тому назад - создали эту систему ценностей для контроля над популяцией. Но я не понимаю тех внешне разумных индивидуумов, которые до сих пор её разделяют.
- Все системы ценностей относительны. Абсолютны лишь негативные и позитивные переживания, стремление к каковым и двигало вперёд эволюцию человечества, заставляя его овладевать всё более и более мощными средствами освобождения энергии. Максимум позитивных ощущений даёт та система ценностей, которая возводит в наивысшее благо неизбежность.
- А я?
- Ты - избрал противоположную систему ценностей, дающую максимум негативных ощущений. В максимуме разница между негативом и позитивом почти отсутствует. Как говорит концепция энергоэволюционизма, стремясь к максимальным ощущениям через максимальные действия, человек преобразует Вселенную. И теперь наступил миг Максимального Преобразования.
- Ты и меня встроил в эту концепцию.
- В неё встроено всё.
- Тебе никогда не приходило в голову, что после очередного по счёту Большого Взрыва все события Вселенной могут повториться? Или даже после самого первого, считая от нас? Что, если время замкнуто в кольцо? Чего тогда стоят все разглагольствования о великой роли человечества и стремлении дать жизнь легионам новых разумных существ, если в конечном счёте всё сводится к одному-единственному не имеющему никакого внешнего смысла замкнутому колечку?
- Тогда, осуществляя Большой Взрыв, мы даруем жизнь самим себе. Разве это бессмысленный акт?
- Осмысленный. Особенно осмысленным он был бы в том случае, если бы не был предопределённым. Получается, внешнего смысла жизни не существует? Нас миллионы лет убеждали, что внешний и безотносительный к антропоцентризму смысл жизни человечества заключается в том, чтобы нажать на Рычаг. Теперь же получается, что смысл нажатия на Рычаг заключается в том, чтобы дать жизнь человечеству. Круг замкнулся?
- Ты же знаешь, что выбора у нас нет. Ни у кого нет.
- Я знаю. Ты уже говорил об этом. Если мы не примем эстафету от своих предшественников осознанно - нам предстоит принять её бессознательно.
- Именно так.
- Например, в какой-нибудь из лабораторий, занимающихся изучением сингулярной материи, произойдёт случайный взрыв - который каталитической реакцией захватит всю Вселенную и приведёт к реализации того же самого исхода. Эстафета неуничтожима.
- Если ты понимаешь это, то в чём суть твоего протеста?
- В подмене понятий. Почему мы называем это "смыслом"? Почему контролирующая идеология подменяет понятием "смысл" понятие "итога"? Философская система энергоэволюционизма вскрыла вовсе не смысл жизни. Называть это "смыслом" нельзя. Она вскрыла лишь механизмы функционирования человеческой психики и более чем вероятный глобальный итог этого функционирования. Итог и смысл - не одно и тоже. Итог жизни любого человека - смерть. Получается, смысл жизни каждого - смерть? Это гнусная чушь!
- Если в твоей системе ценностей нажатие на Рычаг не является высшим смыслом существования - зачем же ты вернулся?
- Не ради нажатия на Рычаг. Ради себя.
- Не понял.
- Ты не поймёшь.
Собеседник произнёсшего последнюю реплику помолчал некоторое время - может быть, микроскопическую долю наносекунды.
И нажал на Рычаг.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Смеркалось.
Ослепительная вспышка разогнала в разные стороны тьму сингулярности. В грандиозном энергетическом всплеске зародились гипероны, индрионы и хтионы, частицы, определяющие мерность пространства. В возникающем пространственном континууме обозначились первые зародыши флюктуаций - каковые впоследствии дадут начало крупным материальным конфигурациям...
Смеркалось.
Рассеянные по всему необозримому космическому пространству атомы водорода и менее распространённых элементов стали собираться в массивные газовые сгущения. В центрах сгущений стали образовываться естественные термоядерные реакторы, одновременно служащие центром вращения для всех захваченных атомов. Некоторые облака межзвёздного водорода оказались слишком малыми для осуществления реакции, зато другие в это же время уже становились зародышами галактик...
Смеркалось.
На периферии одного из бывших облаков межзвёздного газа вращалась недавно захваченная туманность, в центре которой готовился образоваться естественный термоядерный реактор второго порядка - который когда-нибудь назовут звездой. Массы, обращающиеся вокруг центра, стремительно конденсировались в мелкие шарообразные сгустки. Вокруг некоторых из этих сгустков в свою очередь начинали обращаться более мелкие сгустки...
Смеркалось.
Взошла луна...